top of page

«Когда Азов был как Лондон»

  • Алиса ШТЕРН
  • 29 нояб. 2016 г.
  • 3 мин. чтения

В XIII веке на территории современного Азова находились два города-крепости: Азак – свободная экономическая зона во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско- венецианский город-крепость Тана.


Археологические раскопки на территории Азова могут много поведать о его историческом прошлом. Рассказать, например, о быте и занятиях населения средневекового Азака, его религиозных взглядах и торговых связях. Но кто были эти люди? Каково было административное устройство города? Кто занимался его благоустройством и как взаимодействовали его жители?


На эти и многие другие вопросы ответил заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, кандидат исторических наук Андрей Масловский. В XIV веке Азак, крупнейший город Золотой Орды, мог сравниться лишь со средневековым Лондоном и Великим Новгородом и насчитывал 30 тысяч жителей. Здесь существовал разветвлённый чиновничий аппарат во главе с эмиром Азака. А золотоордынская знать считала ниже своего достоинства жить в городе.


– Рождённый благородным должен кочевать в степи, – подтвердил Андрей Масловский. – Хан в Азак никогда не заезжал. Эмир с чиновниками встречал его на окраине, ведь город воспринимался как источник товаров и налогов. По разнарядке сдавали, допустим, обязательные пару тысяч шёлковых халатов, 500 сабель, 200 шлемов, 100 кольчуг. Это не была дань, которую платили ордынским ханам русские князья. Наверное, это лучше назвать госзаказом, который обязательно надо исполнить.


Азак был крупным транзитным портом, пунктом пересечения торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Через него проходил Великий шелковый путь в Персию, Китай, Индию. Здесь работал монетный двор и чеканились собственные деньги. Итальянцы привозили ткани, серебро, металлы, масло, вино, орехи, сахар. Из Руси отправляли зерно, воск, мед, сало, кожи, лен, лес, шкуры. Из стран Востока везли шелка, золото, драгоценные камни, пряности, предметы роскоши.


– Как сочеталось управление оседлым населением и кочевниками, я не знаю, – говорит Андрей Масловский. – Судя по всему, эмир управлял и теми, и другими. Кочевое население делилось на свои улусы с соответствующими тысячниками и нойонами разного уровня. Существовал и чиновничий аппарат: таможенники, сборщики налогов, писцы, менялы. За порядком и благоустройством следил мухтасиб. Были у него и полицейские функции, он также мог налагать наказание за распитие спиртных напитков, несоблюдение поста в месяц рамадан, драки и ссоры.


Интересной была система водоснабжения. Водопроводы если и были, то локальные – для ограниченной части населения. По городу разъезжали арбы, которые развозили питьевую воду в больших кувшинах. К такому выводу исследователи пришли, обнаружив на крупных глиняных ёмкостях специальные метки. Хозяева помечали их, чтобы не перепутать с чужими. Город занимал довольно обширную площадь, которую с запада можно ограничить переулком Черноморским, с востока границу проследить сложнее – скорее всего она идёт по переулку Чеботарёва и Осипенко, а с юга – современным кладбищем.


На донском берегу, в районе порта, размещались кварталы италийских факторий, на берегу Азовки были хижины рыбаков, причалы, склады, бани, огороды. Жилых построек там было мало. Что касается основного населения, то, прежде всего, это были аланы и черкесы, которых монголы переселили сюда с Кавказа, русские и тюркские полуоседлые племена. Это четыре основные группы. Также на территории Азака проживали греки, армяне, евреи, кочевники, которые могли на время осесть в городе, представители европейских народов, преимущественно итальянцы, выходцы из Малой Азии, Персии, Сирии, Египта, Мордвы, все, вплоть до китайцев.


Множество народов – множество верований. Первая волна переселенцев, несомненно, была христианами. Но большинство некрополей – мусульманские. – В исламе существовали экономические методы принуждения, – пояснил Андрей Масловский. – То есть, приняв ислам, ты мог снизить бремя налогов. Наверняка из корыстных побуждений среди русских, черкесов и алан появилось много мусульман. Встречаются и смешанные захоронения, когда вместе хоронили людей разных вероисповеданий.


Золотая Орда отличалась веротерпимостью. Но, например, буддизм был под большим запретом, чем культ Тенгри – обожествлённого неба. Среди ханов Орды и её аристократической верхушки было немало буддистов. Когда хан Узбек начал мусульманизацию страны, наибольшее сопротивление ему оказали имен- но буддисты. Золотоордынский город Азак перестал существовать осенью 1395 года. После известных событий Русь освободилась от ига, и Азак, лишенный центральной власти, вскоре почти опустел и превратился в руины. Впрочем купцы не спешили уходить с прибыльного места, и примерно через 10 – 20 лет на месте разрушенных факторий были возведены два замка – венецианский и генуэзский. Торговля продолжалась...


В пятнадцатом веке турки из Османской империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили ее, превратив в форпост турецкой агрессии на юге России. Известный путешественник Эвлия Челеби писал: «Замком ислама он слывет, зовется он Азак». Два века Азов был султанским рыбным двором и невольничьим рынком. И только после череды русско-турецких войн Азов становится русским городом…

 
 
 

Comments


© 2016 "Азовская неделя"

У нас для Вас всегда есть новости!

bottom of page